Методическая работа – важный аспект повышения квалификации
педагогических кадров
Забела С.В., заместитель директора по
учебной работе
Качество
учебно-воспитательного процесса в современной школе во многом определяется результативностью деятельности методической службы.
Методическая работа в
учреждении образования имеет развивающийся характер. Приоритетами становятся
личностная культура педагогов, создание условий для роста их профессионального
мастерства и творчества. Постоянно совершенствуется структура и содержание
межкурсовой работы с педагогическими кадрами.
Главная цель методической работы в 2009/10 учебном году заключается в непрерывном усовершенствовании уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области преподавания своего предмета.
Приоритетные направления методической
работы:
-оказание информационной и методической помощи педагогам школы в освоении обновлённого содержания образования;
- создание условий для самообразования, саморазвития педагогов школы , роста их профессионального мастерства и творческого потенциала;
- обеспечение освоения педагогами школы нормативного правового и учебно-методического сопровождения образовательного процесса , развитие у педагогов ключевых компетенций.
Принципы построения методической работы:
1.1 Принцип социальной обусловленности
предопределяет ориентировку на учёт
динамики социально-исторического и культурного возрождения, творческого подхода
к реализации образовательной политики, учет местных особенностей и традиций.
Реализуя этот принцип разработаны модель обеспечения и развития методической
службы, модель оценочно-критериальной системы
обеспечения и развития методической службы, структура методической работы
учреждения образования.
1.2 Реализуя принцип научности и системности методической работы, который требует соответствия условий, задач, содержания, форм, методов осуществления методической работы современным достижениям науки, в учреждении образования работает методический совет.
Деятельность методического совета школы наполнена следующим содержанием:
- формирование
цели и задач работы творческих лабораторий учителей (начальных классов,
гуманитарного цикла предметов, натурально-математического цикла предметов),
творческих учительских микрогрупп (педагогической
студии «Творчество», методического центра «Сотрудничество», школы молодого
учителя «Шаг к профессионализму») и
центра творческого воспитания «Ориентир»;
- определение содержания, формы, методов повышения квалификации педагогических кадров;
- осуществление планирования, организации и регулирования методической учёбы педагогических кадров, анализ и оценка её результатов;
- решение педагогических проблем, которые связаны с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и методической службы;
- разработка системы мероприятий по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
Методический совет школы реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы учреждения образования, в выпуске школьного информационно-методического издания «Истоки профессионализма». Информирует учителей о новинках педагогической и научно-методической литературы, о передовом педагогическом опыте, разрабатывает положения о конкурсах, которые проходят в школе. Координирует и контролирует работу творческих лабораторий, творческих микрогрупп и центра творческого воспитания «Ориентир», рассматривает актуальные проблемы, от решения которых зависит эффективность и результативность обучения и воспитания учащихся школы. Оказывает помощь руководителям творческих лабораторий в изучении результативности работы педагогов школы, способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей и росту их творческого потенциала.
Любая система
педагогической деятельности, какой бы совершенной она не была, не может
развиваться успешно, если постоянно не
формировать чувство профессиональной ответственности учителей. Это чувство ярче проявляется при условии,
если педагоги систематически вовлекаются в активную работу по распространению
приобретённого опыта среди коллег. Пропаганда и внедрение накопленного опыта –
действенная форма повышения профессионального мастерства педагогов.
Основными формами изучения и обобщения педагогического опыта в школе являются:
Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Это распространённая форма изучения и обобщения педагогического опыта широко используется в учреждении образования. Посещая открытые занятия опытных педагогов, которые коллективно обсуждаются, отмечаются те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляются условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.
Педагогические
советы, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведётся
большая подготовительная работа: посещая и анализируя учебно-воспитательные
занятия педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая
педагогический опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете коллективно
обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех
факторов и условий, которые бы обеспечили успех в работе отдельных педагогов,
групп и коллектива. После обсуждения вопроса выносятся рекомендации об
использовании передового опыта.
Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Учителя сначала выступают с докладом на методической секции, объединении или на педсовете. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на районные чтения, рекомендуются для опубликования в школьном информационно-методическом издании «Истоки профессионализма», районном журнале современного педагога «Педагогическая мастерская».
Педагогические консультации, которые проводятся членами методического
совета бывают устные и письменные. В
работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда
сомнения. Педагогическая консультация проводится и опытными учителями для
начинающих, малоопытных преподавателей.
1.3 Принцип беспрерывности,
преемственности и перспективности методической работы предусматривает построение этой работы на
основе взаимосвязи всех звеньев беспрерывного образования, оптимальное
сочетание организационных форм и методов обучения и самообразования. Для реализации
этого принципа организована работа педагогической студии «Творчество». Работа
педагогической студии «Творчество» сосредоточена на развитии личности ученика, его творческих
способностей в процессе внеклассной работы по общеобразовательным предметам. Эта работа даёт огромные
возможности для участия в жизни школы каждого школьника и развития их
организаторских способностей, делает учеников не исполнителями, а создателями
педагогического процесса, в котором происходит реализация их одарённости и талантов.
На всех этапах развития школы актуальной была и остаётся проблема качества школьного образования. И в настоящее время приоритетным направлением государства в области образования является его повышение.
Каким образом обеспечить учебный процесс качеством и добиться его развития?
Основополагающим в обучении является активное взаимодействие педагога и учащихся, которое зависит от целеполагания, использования различных форм и методов продуктивного обучения, что непосредственно входит в компетенцию учителя. Формирование компетенций всех участников педагогического процесса – главная цель учреждения образования по обеспечению и развитию качества образования.
В школе разработаны диагностические карты по итогам проведения контрольных работ по предметам, которые дают возможность анализировать качество образования по учебным предметам как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности. По анализу и классификации ошибок учителя планируют и проводят коррекционную работу с целью повышения уровня обученности учащихся.
1.4 Принцип дифференциации и индивидуализации методической работы учитывает потребности педагогов в повышении квалификации с учётом оценки результатов их деятельности, творческих интересов, личных качеств в учреждении образования реализуется через работу методического центра «Сотрудничество». Эта форма повышения профессиональной квалификации учителей организована через проблемный теоретический семинар, в работе которого принимает участие весь педагогический коллектив. Он проводится один раз в учебную четверть. Центральной темой методического центра являются вопросы, связанные с воплощением педагогической теории в школьную практику. Здесь проводятся занятия, нацеливающие учителей на осмысление и совершенствование стратегии продуктивной педагогической деятельности. Участники методического центра «Сотрудничество» заслушивают выступления и обмениваются мнениями по наиболее актуальным проблемам современной педагогической науки и опыта. Здесь же проводятся консультации по внедрению научно обоснованных методов в работу учителей. Определяются способы и критерии качества педагогического труда. Все педагогические работники школы периодически демонстрируют результаты своей деятельности и обосновывают процесс на пути к ним. Такой подход к организации работы методического центра объясняется тем, что сама по себе «проблема» внедрения педагогической теории в школьную практику не может быть отдельно «прописана» или по «ведомству» теории, или её решение поставлено исключительно в зависимости от каких-либо организационно-практических мероприятий. Решение этой проблемы возможно на пути встречного движения теории, стремящейся подчиниться разумным требованиям науки. В процессе организации проблемных семинаров в школе главное внимание концентрируется вокруг умения проектировать информацию на каждый урок так, чтобы её было немного для более слабых учащихся и достаточно для сильных. При этом особое внимание уделяется «проектированию» личности каждого ученика (через доверие, доброжелательность в сочетании с требовательностью; средствами утверждения интеллектуального и морального роста питомцев; путём включения школьников в различные нравственные упражнения).
Одновременно обращается внимание педагогов на умения преобразовывать информацию на уроке (во внеклассной работе) соответственно возможностям каждого ученика, излагать (преподносить) её доступно и интересно (конструктивный компонент в деятельности педагога). При этом выделять те действия педагогов, с помощью которых можно вызывать у учащихся встречное движение по преодолению трудности учения (организаторские умения). Учителя должны отлично понять, что без нацеленности школьников на преодоление трудностей учения успех может быть преходящим: занимательный интерес предстанет перед учащимися как своего рода развлекательность. Педколлектив включается в поиск создания таких ситуаций, которые бы, с одной стороны, утверждали в ученике его возможности, а с другой – нацеливали на осмысление недостаточности знаний для полного обоснования процесса, явления и т.д.. В этой связи учителя включаются в разработку проблемных ситуаций для развития творчества школьников, в создание ситуации критической самооценки для формирования ценностных ориентаций в области нравственного становления и отношения к ценностям, поступкам.
С организаторскими умениями тесно взаимодействуют коммуникативные: способность к созданию здоровых, творческих отношений между учителями и учащимися. В связи с этим внимание учителей обращается на необходимость проявлять особую чувствительность по отношению к учащимся при выборе педагогического воздействия. Учителя школы должны твёрдо осознать, что им важно быть добрыми, но без слабости, строгими, но без отчуждённости, ласковыми, но без приторности, справедливыми, но без придирчивости. Действительно, успех педагога в процессе общения с учащимися возможен лишь тогда, если он испытывает чувство сопричастности к реакции, которую у них вызывает (положительную, отрицательную), видит изменения, которые происходят в личности школьника под влиянием разных воздействий педагогов, умеет завоевать авторитет у своих воспитанников. В этом непреходящее значение коммуникативного компонента в деятельности педагога.
Важным качеством учителя является умение осуществлять обратную связь (гностический компонент). А это возможно при условии хорошо развитого чувства ответственности за выполняемое дело, при наличии умений наблюдать, анализировать, сравнивать, корректировать.
Особенность работы проблемного семинара, в отличие от традиционно сложившейся формы, заключается в том, что в нём учителя знакомятся со своего рода алгоритмами, научно-практическими методами по избранной для занятия теме, т.е. с системой предписаний для учителя, представленных в виде идей из апробированного опыта, осмысливают их сущность и назначение, а затем в процессе своей практической деятельности подбирают соответствующие задания для учащихся, включая их в различные виды деятельности.
1.5 Принцип конкретности и актуальности предполагает рациональное использование времени на собственно методическую работу. С этой целью организована работа по самообразованию педагогов школы и работа учителей над собственным портфолио. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен». Портфолио оформляется в виде папок-накопителей. Портфолио необходим для проведения всестороннего систематического анализа учителем своей педагогической деятельности. Учитель в своём портфолио отслеживает эффективность собственного преподавания, проводя самооценку своей педагогической деятельности. Это личный план реализации своего профессионального потенциала и улучшения преподавательской деятельности. В портфолио учитель отслеживает ход и результаты учебного процесса. Весь объём значимой информации, который находится в портфолио, необходим для поиска ответов на собственные вопросы. Попытка ответить на эти вопросы неизбежно заставляет взглянуть на свою работу критически. А сам процесс поиска ответа на собственные вопросы способствует профессиональному росту педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной, научной и др., и становится важнейшим элементом практикоориентированного подхода к преподаванию.
1.6 Обратная связь необходима для
целенаправленного воздействия системы методической работы на педагогический
процесс. С целью повышения его эффективности и результативности организована
работа творческой лаборатории педагогического мониторинга.
Сущность мониторинга в образовании – это информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой
В рамках работы творческой лаборатории педагогического
мониторинга в школе проводятся дни диагностики, регулирования и коррекции,
которые являются решением вопросов рационализации процессов управления
проводимых в учреждении образования. Задача этих дней – оперативная
диагностика, выработка мер по регулированию процессов поддержания системы
управления школой на заданном уровне или переводу её на более высокий.
Дни ДРК всегда начинаются с инструктажа участников
(тех, кто проводит и с кем проводят). Каждый участник-организатор составляет
свою программу. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов чётко
определяются в планах школы, составляются схемы, диаграммы, таблицы. (Приложение 7) На их основе выявляются
тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции (т.е.
осуществляется управленческая деятельность). Соответственно проводятся
тренинги, семинары, собеседования, деловые игры. Результаты ДРК обсуждаются на
различных уровнях внутришкольного управления в
зависимости от цели и объёма микроисследований: на педагогических советах,
консилиумах, методических советах, заседаниях творческих лабораторий учителей, совещаниях и т.д.
Профессионализм как измеряемое педагогическое мастерство в своей определяющей
направленности основывается на искусстве общения, действенность которого
невозможно проверить без диагностики и результатов собственного труда и труда
коллег. Научный подход к анализу собственной работы – необходимое
условие перестройки её в духе современных требований к школе. А поскольку в
педагогическом коллективе учителя работают не изолированно друг от друга, то
действия одного из них в какой то степени могут сказаться на результатах
остальных. Стало быть, эффективность развития общеобразовательной школы как
сложной педагогической системы
обуславливается профессиональной умелостью каждого учителя. Значимый учитель
сегодня – это одновременно профессионал и личность. Учитель сегодня несёт
ответственность перед учениками, их родителями, перед государством. И только
он, педагог-профессионал, может развивать личность думающего воспитанного
ученика. Только он может школьника сделать личностью в полном смысле этого
слова. Качество новых умений учителя и учащихся по творческому обучению и
учению выступает опосредованным результатом методической деятельности школы.
Таким образом, методическая работа в учреждении образования должна быть
направлена на повышение качества профессионального уровня и педагогического
мастерства учителей, «выращивание» и освоение
передового педагогического опыта, инициирование педагогического
творчества, освоение современных
образовательных технологий. Методическая
служба школы определяет такие цели как подготовка учителя как субъекта
профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной
самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В
связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического
мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний.
Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых
технологий, Такая переориентация методической работы определяет необходимость
нового качества формируемых в её
процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной
самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного
учителя.